ЭКСПЕРТ-КУРС «ПРАКТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ОПЕРЫ»
Уникальный авторский курс для гурманов - как понять и полюбить один из самых сложно устроенных жанров театрального искусства!
Этот курс предназначен для тех, кто хочет включить оперу как жанр в список своих художественных впечатлений (будь то посещения знаменитых оперных театров или фестивалей или походы на кино-трансляции). А потому примерно половину лекционного времени в нем будут занимать рассказы о современном устройстве оперного мира, и разумеется, о наиболее важных фигурах наших дней – будь то режиссеры, дирижеры, художники или певцы. С другой стороны, за 4 века своего существования Опера стала настолько многообразной, что неофиту, вероятно потребуется некая событийная карта, того, как и отчасти почему, в разные эпохи оперный жанр так отчетливо менялся. Слушателям предлагается условно-хронологическое путешествие от XVII до середины XX века, в котором значительное место будут занимать современные интерпретации, которые так или иначе доступны к просмотру, а также практическая сторона вопроса. посещения Оперы во всем мире.
Автор курса - Илья Кухаренко, театровед, музыкальный критик, оперный драматург и продюсер, окончил театроведческий факультет Российской академии театрального
искусства (ГИТИС), аспирантуру Государственного института искусствознания.
Курс включает 15 групповых занятий продолжительностью по 3 часа./Занятия проходят один раз в неделю по будням с 11.00 до 14.00. / По окончании курса выдается Сертификат. / Стоимость курса - 62’000 руб., включая раздаточные материалы.
Программа:
1. Вводная лекция. Карта современной оперы. Опера как luxe; опера как арт-хаус; опера как
contemporary art; опера как mass-market. Как устроен современный оперный production.
2. Рождение оперы. Первые ласточки XVI века. Флорентийская Камерата и Клаудио Монтеверди.
Интерес к операм Монтеверди в последней четверти ХХ века. Современные постановки «Орфея» и «Коронации Поппеи».
3. Барокко, как новый тренд. Краткий обзор движения исторически информированного
исполнительства («аутентизма») от поздних 60-х до наших дней. Почему Гендель, Вивальди, Кавалли и Хассе привлекают самых радикальных режиссеров?
4. Георг Фридрих Гендель и Антонио Вивальди как одни из самых репертуарных композиторов
наших дней. «Альчина», как новая «Травиата». Самые знаменитые оперы барокко и места, где лучше всего с ними знакомится. Каста барочных исполнителей и новая русская волна.
5. Французская оперная традиция. Жан Батист Люлли и Жан Филипп Рамо. Версальские
реконструкции и современные переосмысления. Опера в Англии до Генделя. Генри Перселл и другие.
Как современные интерпретаторы обращаются с наследием английской Реставрации.
6. XVIII век – Кастраты, Примадонны и композиторы. Итальянская опера в Италии и за ее
пределами во второй половине XVIII века. Стоит ли сейчас перерывать этот прапрапрабабушкин
сундук и зачем в итоге потребовалась реформа Кристофа Виллибальда Глюка?
7. Глюк и его реформа. Почему от нововведений Глюка зависели и Моцарт, и Вагнер и
последующие романтики и пост-романтики. Интерес к Глюку в XIX и XXI веке. Кто и как сегодня ставит «Орфея и Эвридику», «Альцесту» и «Ифигению в Тавриде»?
8. Моцарт и его главные оперы. Что сделало трилогию Моцарт-Да Понте «Дон Жуан»/«Так
поступают все»/ «Свадьба Фигаро» - краеугольным камнем мирового репертуара? Как сегодня слушать
и воспринимать «Волшебную флейту». Есть ли еще у Моцарта великие оперы, о которых широкая
публика не догадывается? Почему Моцартом клялись и композиторы итальянского бельканто, и Вагнер и уже в ХХ веке – Рихард Штраус?
Как Моцарт и его оперы стали одним из первых «бензинов» зарождавшегося в ХХ веке режиссерского еатра и фестивального движения.
9. Опера в XIX веке. Краткий обзор оперы в Италии, Германии-Австрии, Франции и России.
Почему такие разные композиторы как Вагнер и Беллини – имеют право называться романтиками?
Почему именно репертуар XIX века до последнего времени считался самым кассовым и успешным?
10. Эпоха бельканто. Беллини-Доницетти-Россини и ранний Верди. Новый взгляд на вокальное
искусство, новые музыкальные достоинства. Мария Каллас и бельканто-бум в ХХ веке. Можно ли эти
сюжеты поставить как современную историю? Кому удается? Новая волна российских певцов – специалистов по бельканто.
11. Джузеппе Верди и итальянская оперы второй половины XIX, начала ХХ века. Джакомо
Пуччини и веристы. Новый драматизм, новые сюжеты, новые взаимоотношения голоса и оркестра.
Почему именно вокруг режиссерских трактовок Верди и Пуччини сегодня ломаются самые острые копья? Куда ехать за «кринолинами», а куда за «офисными костюмами»?
12. Русская опера XIX века. Почему на мировых оперных афишах остались только Чайковский,
Мусоргский и только недавно появился Римский-Корсаков? Обречены ли эти названия исключительно
на русских или русскоговорящих исполнителей, дирижеров и режиссеров? Или возможна западная апроприация? Кого имеет смысл смотреть и слушать в России и за рубежом.
13. Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз. Опера как монументальная музыкальная драма. Почему
Вагнер оказался настолько влиятельнее среди потомков, чем его французский друг и оппонент? Как
устроена вагнеровская система лейтмотивов? Почему и тому и другому потребовались
собственноручно написанные либретто? Судьба вагнеровских опер в ХХ веке – Байройтский
фестиваль до и после Третьего рейха, Вагнер и Берлиоз в СССР и современной России. Чем сегодняшний подход к постановкам опер Вагнера в Европе отличается от прошлого века? Куда и как ездить слушать Вагнера?
14. Французская оперная традиция в XIX веке. Джакомо Мейербер, Шарль Гуно, Жорж Бизе, Жак
Оффенбах, Жюль Массне и Камиль Сен-санс. Что заставило французов так резко и не единожды
поменять оперный стиль в XIX веке? Как после Гуно различить оперу и оперетту? Стоит ли вслед за
советским музыковедением презрительно относится к «парфюмерной» музыке Массне или Форе, или к
«декоративному ориентализму» Сен-Санса? Насколько «а ля рюс» Римского Корсакова или Бородина зависим от французской культуры? Чему Чайковский научился у Бизе?
15. Краткий обзор главных оперных имен ХХ века. Кто же все-таки убил «настоящую» оперу?
Пуччини? Рихард Штраус? Альбан Берг? Дмитрий Шостакович? Сергей Прокофьев? Бела Барток?
Леош Яначек? Бенджамен Бриттен? Оливье Мессиан? Почему же она не умерла от рук стольких великих «убийц»?
Есть ли проблема у отечественного слушателя, связанная с тем, что большей части этой музыки мы не
услышали вовремя, и до сих пор не имеем в репертуаре российских театров? Как восполнить пробел почти в 100 лет?