ЭКСПЕРТ-КУРС «РУССКОЕ ИСКУССТВО: ОТ ИКОНЫ ДО СОЦРЕАЛИЗМА»
Комплексная история развития русского искусства от древних икон до сер. XX века с акцентом на иконографических и стилистических аспектах художественных явлений отечественного искусства
Группа набрана, но Вы еще можете присоединиться к курсу!
Курс включает 15 групповых лекционно-семинарских занятий продолжительностью по 3 часа каждое с перерывом на кофе-брейк. /
Занятия проходят один раз в неделю [вторник] в дневное время, с 11:00 до 14:00 / По окончании курса выдается Сертификат установленного образца
Стоимость курса, включающего дополнительные материалы к лекциям:
68 000 руб.
Программа:
Лекция 1. Искусство Византии в X веке и начало древнерусского искусства.
Основы древнерусской эстетики. Архитектурная типология.
Богословский и художественный смысл иконы. Символика крестово-купольного храма, система монументальной декорации.
Лекция 2. Искусство домонгольской Руси.
Храмы, мозаики, фрески и иконы Киевской Руси, Пскова и Новгорода,
Владимиро-Суздальской Руси.
Лекция 3. Искусство XIV – 1-ой пол. XV вв.
Возобновление каменного строительства после монгольского завоевания.
Искусство эпохи Сергия Радонежского.
Феофан Грек и Андрей Рублев. Эволюция иконостаса.
Лекция 4. 2-ая пол. XV века – нач. XVI века.
Поствизантийский мир. Дионисий – фрески и иконы. Работы итальянских архитекторов в Москве при Иване III и Василии III — перелом в архитектурной традиции. Синтез русской и итальянской архитектурной традиции.
Лекция 5. XVI век. Позднее Средневековье.
Искусство времени Ивана Грозного и Бориса Годунова, новые программы, новые задачи. Многообразие поисков.
Лекция 6. XVII век. «Русское узорочье» и архитектура патриарха Никона.
Художественные школы Ростова Великого и Ярославля. Строгановская школа.
Новая эстетика и новая иконография.
Симон Ушаков и мастера Оружейной палаты. «Нарышкинский стиль».
Лекция 7. 1-ая пол. XVIII века. Барокко в России. Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, Ф.-Б. Растрелли. Разные направления в живописи 1-ой пол. XVIII века: традиция «парсуны», первые русские пенсионеры, «россика», русская портретная традиция. И. Вишняков, А. Антропов, И. Аргунов. Скульптура Ф-Б. Растрелли.
Лекция 8. 2-ая пол. XVIII века. Екатерининский классицизм. Русское палладианство.
Культура русской усадьбы. Живопись и скульптура 2-ой пол. XVIII века.
Лекция 9. Архитектура и скульптура ампира.
Петербургский ампир: Тома де Томон, А. Воронихин, К. Росси. Ансамбль площадей Петербурга.
Московский ампир: О. Бове, Д. Жилярди. Послепожарная Москва. Скульптура И. Мартоса, Ф. Щедрина.
Лекция 10. Живопись 1-ой пол. XIX века. Сентиментализм, романтизм, академизм.
В. Боровиковский, В. Тропинин, О. Кипренский, К. Брюллов, А. Иванов, П. Федотов.
Пейзажная живопись С. Щедрина. Венецианов и художники его школы.
Лекция 11. Архитектура историзма и эклектики в России: стили нео-грек, нео-русский, нео-готика и т.д. Русский бидермайер.
Лекции 12. Живопись 2-ой пол. XIX века. Историческая и жанровая живопись, портреты. Русский пейзаж. Русская реалистическая школа. Салонное искусство. Религиозная живопись синодальной эпохи.
Лекции 13. Искусство рубежа XIX–XX вв. Импрессионизм, символизм, ретроспекция и т.д. Национальный романтизм и модерн. Церковное искусство на рубеже эпох.
Лекции 14. Искусство 1910-20-х годов XX века. Модернизм и авангард, неоклассицизм. Религиозная живопись. Судьбы русской реалистической школы. Многообразие художественных течений.
Лекции 15. Советское искусство 1930–1950-х годов.